Тверь 09.12.2017г. Выступление на семинаре по медиаобразованию и духовно-нравственному воспитанию для преподавателей Тверского региона.
Автор: Ставцева Елена Викторовна, директор Дома детского творчества, педагог дополнительного образования, руководитель проекта «Животворящее слово».
Тема: Слово откроет любые двери и души. Реализация проекта «Животворящее слово». https://cloud.mail.ru/public/JjG2/y8XJmAu9t
Как все начиналось
Дом детского творчества принял участие в международном грантовом конкурсе «Православная инициатива», который проводился под председательством Святейшего Патриарха Московского и вся Руси Кирилла и стал победителем в номинации «Информационная деятельность» (2012г.).
Я испытала чувство большой радости, когда увидела в списке протокола в числе победителей наш проект «Животворящее слово». Он получил высокую оценку экспертов и рекомендован для финансирования в рамках конкурса «Православная инициатива 2012». Получив грант в размере 200 тысяч рублей, мы начали активную работу.
Мы были готовы потрудиться через конкретное делание.
Цели и задачи проекта
Цели:
Создание условий для раскрытия творческого потенциала подростков и молодежи г. Нелидово, формирование их активной жизненной позиции нравственных и духовных принципов через работу в пресс-центре и выпуск собственной газеты.
Научить детей и подростков видеть проблемы детских, молодежных, подростковых коллективов и общества в целом, уметь их формировать и излагать в статьях и публикациях на страницах газеты «Животворящее слово», а также в процессе форумов и конференций.
Формирование общественного мнения вокруг проблем и актуальных вопросов общественной жизни молодежи в крае.
Формирование у учащихся бережного отношения к родному слову.
Задачи:
1. Создать пресс-центр из числа учащихся школ города, желающих работать в детской прессе
2. Организовать обучение членов клуба журналистскому делу, верстке газеты в издательских программах, съемке видеороликов, работе в мультимедийных форматах.
3. Осуществлять ежемесячный выпуск газеты «Животворящее слово», а также видеороликов.
Провести цикл мероприятий, направленных на развитие нравственности, патриотизма, духовного возрождения, семейных и общественных ценностей.
4. Расширить кругозор детей, изучить историю страны, своего народа через выезд на экскурсии по родному краю и за его пределы.
5. Вовлечь подростков в проектную деятельность и участие в журналистских конкурсах.
6. Привлечь к проекту, как одаренных детей, так и детей находящихся в трудной жизненной ситуации.
Участники проекта 35 + 2+ 400
Благополучатели проекта:
- все подростки и молодежь в возрасте от 5 до 18 лет;
- непосредственно юные журналисты;
- детские объединения и творческие коллективы г. Нелидово, с которыми сотрудничает и взаимодействует редакция;
- родители;
- общественность;
- жители г. Нелидово;
- педагоги.
Кто учит и чему?
Журналист должен быть культурным, высокообразованным и творческим человеком. Он должен уметь не только добывать информацию и интересно писать тексты, но и верстать, фотографировать, создавать мультимедийные продукты.
В Дом детского творчества на базе пресс-центра организованы творческие объединения: кружок «Издательское дело» (руководитель Ставцева Е.В), клуб юных журналистов (руководитель Мишакова С.А.) и видеостудия. В объединениях юнкоры проходят курс теоретической и практической подготовки по журналистскому делу, изучают журналистскую этику, жанры журналистики, верстку в программах Adobe PageMaker и Adobe InDesign, создают лонгриды, используя мультимедийные технологии. Для журналистов проводятся мастер-классы с приглашением специалистов местных редакций и телецентров. Кроме этого проводятся социологические опросы на разные актуальные темы, с последующим освещением их в газете «Животворящее слово». Большой блок работы отводится акциям и мероприятиям различной направленности. Активно участвуя в проекте, школьники не только формируют портфолио, развивают свои таланты, приобретают знания и полезные навыки, но также получают возможность выиграть ценные призы, участвуя в престижных конкурсах, фестивалях, форумах.
Направления деятельности: патриотическая работа, информационная и проектная деятельность, духовно-нравственное становление.
Совершенно очевидно, что подростковый возраст является наиболее подходящим периодом не только для формирования морально-нравственных качеств и ценностей, но и для осознанного подхода к обсуждению подобного рода тем, их восприятию и проецированию на себя. Молодежь является носителем перспектив и именно от того, насколько удачно сформированы их взгляды не только относительно своего будущего, но и будущего своей страны, зависит современная жизнь и завтрашний день нашей страны. Патриотизм является способом сплочения как всего российского общества в целом, так и отдельно взятой ее категории — молодежи. Важность и актуальность патриотического воспитания существуют по сей день, поскольку именно вопрос патриотизма заслуживает особого внимания. В ходе мероприятий мы активно сотрудничали с ветеранами В.О. войны, с председателем городского Совета ветеранов, с архивом. Благодаря этой работе, много публикаций о ветеранах и тематических мероприятиях в собственной газете. На базе кинотеатра «Спутник» журналистами оформлено 2 фотовыставки «Нелидово в годы войны», проведен цикл кинолекториев «Улицы нашего города рассказывают», «Освобождение Нелидова от немецко-фашистских захватчиков», «Блокадный хлеб».
Что именно мы провели?
Юнкоры и остальные участники проекта, приняв участие в патриотических мероприятиях (литературных гостиных - «Гордимся старшим поколением», «Они сражались за Родину», Мы будем помнить эти были», акциях «Ветеран живет рядом», праздничных программах, тематических кинолекториях «Участники освобождения г.Нелидово от немецко-фашистских захватчиков»), смогли вживую пообщаться с ветеранами В.О. войны. Из первых уст ребята узнали о тех страшных событиях, прочувствовали все тяготы военного лихолетья.
Ссылки на творческие работы
Эти мероприятия не прошли даром. Юнкорами создано 2 сборника «Мы помним! Мы гордимся! и «Животворящее слово», в собственной газете и на сайте ДДТ опубликовано много статей о ветеранах. Созданы юнкорами и видеоролики, которые показаны на кинолекториях. Остались довольны и сами ветераны, общение с молодым поколением доставило им большое удовольствие. В процессе общения юные журналисты сдружились и ежегодно общаются, берут интервью у ветеранов и поздравляют их с праздниками.
Информационная деятельность
Большой блок работы составляет информационная деятельность.
Газета «Животворящее слово» выпускается в Доме детского творчества с 2013г. Сегодня читатели получили уже 41 номер издания.
«Животворящее слово» - городская молодежная газета, которую нелидовцы хорошо знают и охотно читают. Наша газета имеет 6 полос форма А-3. Выпускается ежемесячно в черно-белом варианте. Тираж издания – 400 экз.
Редакционный штат состоит из объединения юных журналистов, фотокорреспондентов и операторов верстки, руководит которыми креативный редактор Елена Викторовна Ставцева. Главный редактор газеты – Светлана Алексеевна Мишакова. Издание выпускается в программе Adobe PageMaker. Газета делается детьми и подростками: планирование номеров, написание статей, фотографирование, компьютерный набор, верстка, редактирование. И только тиражирование «Животворящего слова» происходит в типографии г. Старица Тверской области.
Есть у нашей газеты и свой логотип: дерево с белыми листочками. Листочки это наши журналисты, их помыслы добры и чисты. Через работу в редакции мы раскрываем таланты подростков и молодежи; прививаем интерес и любовь к родному слову, к профессии журналиста, выявляем наиболее творческих, одаренных детей.
Журналисты работают в нескольких направлениях: детское творчество; безопасность жизни и профилактика правонарушений; борьба за здоровый образ жизни, общество и семья; преемственность поколений, и другое. В издании есть постоянные рубрики: «Правила дорожного движения», «Путешествия», «Спорт», «Патриот», «Мода», «Театр и кино», «Творчество», «Мы и мир», «Медиа», «Семья». Юнкоры пишут в разных жанрах публицистического стиля: заметка, репортаж, интервью, путевые заметки; аналитические статьи с обзором социологических опросов.
Наша газета зарегистрирована в Реестре школьной прессы России.
В настоящее время газета живет и развивается, в ней появляются новые рубрики; оттачивается перо юных журналистов, меняется дизайн.
Мы используем текст, фотографии, видео, инфографику, презентации и взаимодействие, чтобы рассказать цельную историю
Формы диалога
Диалог как высшая форма общения будущего журналиста.
Слово рождается в диалоге, как его живая реплика, формируется с чужим словом в предмете.
Для журналиста особенно важным является понимание того, что успех его деятельности во многом обеспечивается не просто контактами с людьми, а способностью добиться в общении «соприкосновения душ», интеллектуально-чувственного переживания «Я – Ты», единения, взаимодействия, проникновения мира одного человека в мир другого.
Диалог с общественностью, журналистами, властью осуществляется путем проведения значимых мероприятий: фестиваля «Слово молодежи», пресс-конференции «СМИ. Взгляд в будущее», мастер-классов по журналистике, дискуссий, брифингов, личных и коллективных интервью. Обратная связь с читателями осуществляется через рубрики «Читатель сообщает», Приглашаем к диалогу».
Духовно-нравственное становление
Основной задачей нравственного воспитания и этического просвещения на сегодняшний день является становление духовной личности.
Духовная личность это «интеллектуально развитый, нравственно здоровый, этически просвещенный, культурный человек, способный ориентироваться в сложном современном мире, безошибочно отличать истину от заблуждений, добро от зла».
Рост духовно-нравственного становления
Поведя социальный опрос (проанкетировано 640 школьников) мы получили ценную информацию о досуге детей, их увлечениях, мечтах, а также о вредных привычках и проблемах. Результаты опроса опубликованы в нашей газете и представлены в Администрацию Нелидовского района. Нами был намечен план и определены темы по проведению круглых столов, встреч и мероприятий для повышения духовно-нравственной культуры школьников:
- Встреча с наркологом «Примите взрослое решение – сумейте сказать НЕТ!»
- Круглый стол «Молодежь против наркотиков»
- Мероприятие «Компьютер включай, а книгу не забывай»
- Познавательно-игровая программа «Ступеньки доброты»
- Акция «Поделись своим теплом»
Конкурсы и проектная деятельность
Накопив опыт и знания, мы стали участвовать в конкурсах и фестивалях. Сегодня можно смело сказать, что наши юнкоры успешны!
Участие во Всероссийских и международных конкурсах подтолкнуло юнкоров к созданию собственных проектов. И так появились проекты:
«Обращение Ломоносова, если бы было возможным, к молодому поколению журналистов» (в форме презентации),
«Трамвай в журналистику» (видео),
«Герой нашего времени» (лонгрид) и другие.
Работа над проектной деятельностью способствовала решению следующих задач:
- развитию самообразования и самоконтроля,
- развитию навыков групповой деятельности,
- повышению информационной культуры, развитию навыков поиска, сбора, обработки и представления информации,
- созданию комфортной среды обучения за счет того, что каждый ребенок может проявить себя,
- развитию самостоятельности и инициативы, творческих способностей, способностей учащихся к самооценке.
Наши успехи
Мы смогли создать необходимое информационное поле в городе, сплотить вокруг себя одаренных в разных областях детей. Проект оказался интересен и детям, и учителям, и родителям и жителям города.
Газета «Животворящее слово» - победитель и призер конкурсов и фестивалей:
- Всероссийского конкура школьных изданий «Больше изданий хороших и разных» ( 2016г.)
- Фестиваля молодых журналистов ЦФО «Слово молодежи» (2013г.,2014г.,2015г.)
- Отборочного тура всероссийского конкурса Проба пера» (2015г.)
Юнкоры победители и призеры конкурсов различного уровня:
- Московского литературного конкурса «Волшебное слово» (2015г.)
- Международного Медиафорума «Артек» (2015г., 2016г., 2017г.)
- Епархиального конкурса детского и юношеского творчества «Родная речь – Отечеству основа» (2017г.)
- Научно-практической конференции «Шаг в науку» (2016г.)
- Всероссийского конкурса «Ломоносовский обоз. Дорога в будущее» (2016г.)
- Заочного этапа Всероссийского конкурса «Россия 2035»(2017г.).
Трудности, с которыми мы столкнулись
В ходе реализации проекта мы столкнулись с разными трудностями.
Материально-ресурсная база стала для нас особой проблемой. Мы имеем 2 ноутбука, 1 МФУ, 1 фотоаппарат,1 видеокамеру. Как оказалось этого недостаточно для качественной и производительной работы редакции.
Новые программы. Чтобы постоянно развиваться и двигаться вперед в медиапространстве приходилось учиться и осваивать разные компьютерные и газетные программы Adobe PageMakerиInDesign(издательские программы), Photoshop(обработка фотографий), PowToon(создание видеопрезентаций), Piktochart(инфографика).
Участие детей в медиафоруме «Артек» позволило им освоить платформы по созданию лонгридов «Тильда» и «Wixsite». Идя в ногу с ними, мы изучали эти новые сайты.
Профессиональное общение. Для журналистов организовано много мастер-классов по различным темам: жанры журналистики, написание статей, верстка и дизайн газеты. Но все же нам не хватает мастерства в области медиакоммуникаций.
Цензура. Ответственность за газету возлагается на издателя и редакторов. В адрес нашей газеты было много критических отзывов со стороны администрации, иногда и педагогов за молодежный сленг, «подводные камни», ошибки, опечатки, верстку. Но не ошибается тот, кто ничего не делает, поэтому мы всегда отстаивали материалы журналистов и газету в целом и двигались вперед. Юнкоры имеют право свободно высказывать и распространять свое мнение при помощи слова, приема или образа, если это не ведет к правонарушению.
Итоги реализации проекта
Количественные показатели:
К реализации проекта привлечено 35 юнкоров.
В мероприятиях проекта приняло участие более 3127 человек ежегодно.
За период с марта 2013г. по ноябрь 2017г. наши читатели получили 41 номер газеты (тираж одного номера 400 экземпляров).
На базе кинотеатра «Спутник» ежегодно проводились мероприятия патриотической, духовно-нравственной, информационной направленности.
На базе гимназии №2 ежегодно проводились мастер-классы, круглые столы, литературные гостиные.
В администрации Нелидовского района редакцией организованы пресс-конференции
Для юных журналистов ежегодно организовались познавательные экскурсии в г. Санкт-Петербург, Осташков, Москву, Ржев.
Качественные показатели:
Журналисты и участники проекта:
- Приобрели профессиональные знания, умения и навыки в журналистской профессии, достигли высокого уровня письменной и устной речи; приобщились к медикультуре; освоили язык медиакоммуникций;
- Овладели наиболее важными жанрами, освоили работу в издательских программах, научились создавать собственные проекты.
- Реализовывали собственные идеи в изучаемой области знаний, применили полученные знания и умения в изготовлении качественной продукции (газета, буклеты, брошюры, видеоролики и др.).
- Использовали медиа и технические ресурсы для разработки собственных проектов и последующего продвижения их в сети Интернет.
- Расширили кругозор в различных областях знаний.
- Приняли участие в различных мероприятиях и конкурсах, что способствовало созданию ситуации успеха.
- Научились видеть проблемы в молодежной среде и обществе в целом и предлагать способы по их решению через СМИ.
- Воспитали в себе такие качества, как оперативность, мобильность, коммуникабельность, честность и др.
-Пропагандировали через СМИ духовно-нравственные и семейные ценности.
- Осветили свою работу в собственной газете «Животворящее слово» и на сайте ДДТ.
Информационное направление дает возможность донести до всех категорий людей любую информацию в доступной форме.