Тверь 09.12.2017г. Выступление на семинаре по медиаобразованию и духовно-нравственному воспитанию для преподавателей Тверского региона.

Тверь  09.12.2017г.   Выступление на семинаре по медиаобразованию и духовно-нравственному воспитанию для преподавателей Тверского региона.

Автор: Ставцева Елена Викторовна, директор Дома детского творчества, педагог дополнительного образования, руководитель проекта «Животворящее слово».

Тема: Слово откроет любые двери и души. Реализация проекта «Животворящее слово». https://cloud.mail.ru/public/JjG2/y8XJmAu9t

Как все начиналось

Дом детского творчества принял участие в  международном  грантовом конкурсе  «Православная инициатива», который проводился под председательством Святейшего Патриарха Московского и вся Руси Кирилла  и стал победителем в номинации «Информационная деятельность» (2012г.). 

Я испытала чувство большой радости, когда увидела в списке протокола в числе победителей наш проект  «Животворящее слово».  Он получил высокую оценку экспертов и рекомендован для финансирования в рамках конкурса «Православная инициатива 2012». Получив грант в размере 200 тысяч рублей, мы начали активную работу.

Мы были готовы потрудиться через конкретное делание.

Цели и задачи проекта

Цели:

—  Создание условий для раскрытия творческого потенциала подростков и молодежи г. Нелидово, формирование их активной жизненной позиции нравственных и духовных принципов через работу в  пресс-центре  и выпуск собственной газеты.

—  Научить детей и подростков видеть проблемы детских, молодежных, подростковых коллективов и общества в целом, уметь их формировать и излагать в статьях и публикациях на страницах газеты «Животворящее слово», а также в процессе форумов и конференций.

—  Формирование общественного мнения  вокруг проблем и актуальных вопросов общественной жизни молодежи в крае.

—  Формирование у учащихся бережного отношения к родному слову.

Задачи:

—  1. Создать пресс-центр из числа учащихся школ города, желающих работать в детской прессе

—  2. Организовать обучение членов клуба журналистскому делу, верстке газеты в издательских программах, съемке видеороликов, работе в мультимедийных форматах.

—  3. Осуществлять ежемесячный выпуск газеты «Животворящее слово», а также видеороликов.

—  Провести цикл мероприятий, направленных на развитие нравственности, патриотизма, духовного возрождения, семейных и общественных ценностей.

—  4. Расширить кругозор детей, изучить историю страны, своего народа через выезд на экскурсии по  родному краю и за его пределы.

—  5. Вовлечь подростков в проектную деятельность и участие в журналистских конкурсах.

—  6. Привлечь к проекту, как одаренных детей, так и детей находящихся в трудной жизненной ситуации.

 

Участники проекта 35 + 2+ 400

Благополучатели проекта:

-         все подростки и молодежь в возрасте от 5 до 18 лет;

-         непосредственно юные журналисты;

-         детские объединения и  творческие коллективы г. Нелидово, с которыми  сотрудничает  и взаимодействует редакция;

-         родители;

-         общественность;

-          жители г. Нелидово;

-         педагоги.

 

Кто учит и чему?

Журналист должен быть культурным, высокообразованным и творческим человеком. Он должен уметь не только добывать информацию и интересно писать тексты, но и верстать, фотографировать, создавать мультимедийные продукты.

В Дом детского творчества на базе пресс-центра  организованы творческие объединения:  кружок «Издательское дело» (руководитель Ставцева Е.В), клуб юных журналистов (руководитель Мишакова С.А.) и видеостудия. В объединениях юнкоры проходят курс теоретической и практической подготовки  по журналистскому делу, изучают журналистскую этику, жанры журналистики, верстку в программах Adobe PageMaker  и Adobe InDesign,  создают лонгриды, используя мультимедийные технологии.  Для журналистов проводятся мастер-классы  с приглашением специалистов местных редакций и телецентров. Кроме этого  проводятся социологические опросы на  разные актуальные темы, с последующим освещением их в газете «Животворящее слово».  Большой блок работы отводится акциям и мероприятиям различной направленности. Активно участвуя в проекте, школьники не только формируют портфолио, развивают свои таланты, приобретают знания и полезные навыки, но также получают возможность выиграть ценные призы, участвуя в престижных конкурсах, фестивалях, форумах.

 

Направления деятельности: патриотическая работа, информационная  и проектная деятельность, духовно-нравственное становление.

Совершенно очевидно, что подростковый возраст является наиболее подходящим периодом не только для формирования морально-нравственных качеств и ценностей, но и для осознанного подхода к обсуждению подобного рода тем, их восприятию и проецированию на себя. Молодежь является носителем перспектив и именно от того, насколько удачно сформированы их взгляды не только относительно своего будущего, но и будущего своей страны, зависит современная жизнь и завтрашний день нашей страны. Патриотизм является способом сплочения как всего российского общества в целом, так и отдельно взятой ее категории — молодежи. Важность и актуальность патриотического воспитания существуют по сей день, поскольку именно вопрос патриотизма заслуживает особого внимания. В ходе мероприятий мы активно сотрудничали с ветеранами В.О. войны, с председателем городского Совета ветеранов, с архивом. Благодаря этой работе, много  публикаций о ветеранах и тематических мероприятиях в собственной газете. На базе кинотеатра «Спутник» журналистами оформлено   2 фотовыставки «Нелидово в годы войны», проведен цикл кинолекториев «Улицы нашего города рассказывают», «Освобождение  Нелидова  от немецко-фашистских захватчиков», «Блокадный хлеб».

 

Что именно мы провели?

Юнкоры  и остальные участники проекта, приняв участие в патриотических мероприятиях (литературных  гостиных -  «Гордимся старшим поколением», «Они сражались за Родину»,  Мы будем помнить эти были»,  акциях «Ветеран живет рядом», праздничных программах, тематических кинолекториях  «Участники освобождения г.Нелидово от немецко-фашистских захватчиков»), смогли вживую пообщаться с ветеранами В.О. войны. Из первых уст  ребята узнали о тех страшных  событиях, прочувствовали все тяготы военного лихолетья.

 

Ссылки на творческие работы

Эти мероприятия не прошли даром.   Юнкорами создано 2 сборника «Мы помним! Мы гордимся! и «Животворящее слово», в собственной газете и на сайте ДДТ опубликовано много статей о ветеранах. Созданы юнкорами и видеоролики, которые показаны на кинолекториях. Остались довольны и сами ветераны,  общение с молодым поколением доставило им большое удовольствие. В процессе общения юные журналисты сдружились и ежегодно общаются, берут интервью у ветеранов и поздравляют их с праздниками.

 

Информационная деятельность

Большой блок работы  составляет информационная деятельность.

Газета «Животворящее слово» выпускается в Доме детского творчества с 2013г.  Сегодня читатели  получили уже 41 номер издания.

«Животворящее слово» - городская  молодежная газета, которую нелидовцы хорошо знают и охотно читают.  Наша газета  имеет 6 полос форма А-3.  Выпускается  ежемесячно в черно-белом варианте.  Тираж  издания – 400 экз. 

Редакционный штат состоит из объединения  юных журналистов, фотокорреспондентов и операторов верстки, руководит которыми  креативный редактор  Елена Викторовна  Ставцева.  Главный редактор газеты – Светлана Алексеевна  Мишакова. Издание выпускается в программе  Adobe  PageMaker. Газета  делается  детьми и подростками: планирование номеров, написание статей,  фотографирование, компьютерный набор, верстка, редактирование. И только тиражирование «Животворящего слова»  происходит в типографии г. Старица Тверской области.

Есть у нашей газеты и свой логотип: дерево с белыми листочками.  Листочки это наши журналисты, их помыслы добры и чисты. Через работу в редакции мы  раскрываем таланты   подростков и молодежи;  прививаем  интерес и любовь к родному  слову, к профессии журналиста, выявляем наиболее творческих, одаренных детей.

Журналисты  работают  в нескольких направлениях: детское творчество; безопасность жизни и профилактика правонарушений; борьба за здоровый образ жизни, общество и семья; преемственность поколений,  и другое. В издании есть постоянные рубрики: «Правила дорожного движения», «Путешествия», «Спорт», «Патриот», «Мода», «Театр и кино», «Творчество», «Мы и мир», «Медиа», «Семья».  Юнкоры пишут в разных жанрах публицистического стиля: заметка, репортаж, интервью, путевые заметки;  аналитические статьи с обзором социологических опросов.

Наша газета зарегистрирована в Реестре школьной прессы России.

В настоящее время газета живет и развивается,  в ней появляются новые рубрики; оттачивается перо юных журналистов, меняется дизайн.

Мы используем текст, фотографии, видео, инфографику, презентации и взаимодействие,  чтобы  рассказать цельную историю

 

Формы диалога

 

Диалог как высшая форма общения будущего журналиста.

Слово рождается в диалоге, как его живая реплика, формируется с чужим словом в предмете.

Для журналиста особенно важным является понимание того, что успех его деятельности во многом обеспечивается не просто контактами с людьми, а способностью добиться в общении «соприкосновения душ», интеллектуально-чувственного переживания «Я – Ты», единения, взаимодействия, проникновения мира одного человека в мир другого.

Диалог с общественностью, журналистами, властью   осуществляется путем проведения значимых мероприятий:  фестиваля «Слово молодежи»,  пресс-конференции  «СМИ. Взгляд в будущее»,  мастер-классов по журналистике, дискуссий, брифингов, личных и коллективных интервью. Обратная связь с читателями осуществляется через рубрики  «Читатель сообщает»,  Приглашаем к диалогу».

 

Духовно-нравственное становление

Основной задачей нравственного воспитания и этического просвещения на сегодняшний день является становление духовной личности.

Духовная личность это «интеллектуально развитый, нравственно здоровый, этически просвещенный, культурный человек, способный ориентироваться в сложном современном мире, безошибочно отличать истину от заблуждений, добро от зла».

 

Рост духовно-нравственного становления

Поведя социальный опрос (проанкетировано 640 школьников) мы получили ценную информацию о досуге детей, их увлечениях,  мечтах, а также о вредных привычках и проблемах. Результаты опроса опубликованы в нашей газете и представлены в Администрацию Нелидовского района. Нами был намечен план  и определены темы по проведению круглых столов, встреч и мероприятий для повышения духовно-нравственной культуры  школьников:

- Встреча с наркологом «Примите взрослое решение – сумейте сказать НЕТ!»

- Круглый стол «Молодежь против наркотиков»

- Мероприятие «Компьютер включай, а книгу не забывай»

- Познавательно-игровая программа «Ступеньки доброты»

- Акция «Поделись своим теплом»

 

Конкурсы и проектная деятельность

Накопив опыт и знания, мы стали участвовать в конкурсах и фестивалях. Сегодня можно смело сказать, что  наши юнкоры успешны!

 Участие во Всероссийских и международных конкурсах подтолкнуло юнкоров к созданию собственных  проектов.  И так появились проекты:

 «Обращение Ломоносова, если бы было возможным, к молодому поколению журналистов» (в форме презентации), 

«Трамвай в журналистику» (видео),

«Герой нашего времени» (лонгрид) и другие.

Работа над проектной деятельностью способствовала решению следующих задач:

- развитию самообразования и самоконтроля,

- развитию навыков групповой деятельности,

- повышению информационной культуры, развитию навыков поиска, сбора, обработки и представления информации,

- созданию комфортной среды обучения за счет того, что каждый ребенок может проявить себя,

- развитию самостоятельности и инициативы, творческих способностей, способностей учащихся к самооценке.

Наши успехи

Мы смогли создать  необходимое информационное поле в городе, сплотить вокруг себя одаренных в разных областях детей. Проект оказался интересен и детям, и учителям, и родителям и жителям города.

 Газета «Животворящее слово» - победитель и призер конкурсов и фестивалей:

-      Всероссийского конкура школьных изданий «Больше изданий хороших и разных» ( 2016г.)

-         Фестиваля молодых журналистов ЦФО «Слово молодежи» (2013г.,2014г.,2015г.)

-          Отборочного тура всероссийского конкурса Проба пера» (2015г.)

Юнкоры победители и призеры конкурсов различного уровня:

-         Московского литературного конкурса «Волшебное слово» (2015г.)

-         Международного Медиафорума «Артек» (2015г., 2016г., 2017г.)

-          Епархиального  конкурса  детского и юношеского творчества «Родная речь – Отечеству основа» (2017г.)

-         Научно-практической конференции «Шаг в науку» (2016г.)

-         Всероссийского конкурса «Ломоносовский обоз. Дорога в будущее» (2016г.)

-          Заочного этапа Всероссийского конкурса «Россия 2035»(2017г.).

Трудности, с которыми мы столкнулись

В ходе реализации проекта мы столкнулись с разными трудностями. 

Материально-ресурсная база стала для нас особой проблемой. Мы имеем 2 ноутбука, 1 МФУ, 1 фотоаппарат,1 видеокамеру. Как оказалось этого недостаточно для качественной и производительной работы редакции.

Новые программы. Чтобы постоянно развиваться и двигаться вперед в медиапространстве приходилось учиться и осваивать разные компьютерные и газетные  программы Adobe PageMakerиInDesign(издательские программы), Photoshop(обработка фотографий), PowToon(создание видеопрезентаций), Piktochart(инфографика).

Участие детей в медиафоруме «Артек» позволило им освоить платформы по созданию лонгридов  «Тильда» и «Wixsite».  Идя в ногу с ними, мы изучали эти новые  сайты.

Профессиональное общение. Для журналистов  организовано много мастер-классов по различным темам: жанры журналистики, написание статей,  верстка и дизайн газеты. Но все же нам не хватает мастерства в области медиакоммуникаций.

Цензура. Ответственность за газету возлагается на издателя и редакторов. В адрес нашей газеты было много критических отзывов со стороны администрации, иногда и педагогов за молодежный сленг,  «подводные камни», ошибки, опечатки, верстку.  Но не ошибается тот, кто ничего не делает, поэтому мы всегда отстаивали материалы журналистов и газету в целом и двигались вперед. Юнкоры имеют право свободно высказывать и распространять свое  мнение при помощи слова, приема  или образа, если это не ведет к правонарушению.

Итоги реализации проекта

—  Количественные показатели:

—  К реализации проекта  привлечено  35 юнкоров.

—  В мероприятиях проекта приняло участие более  3127 человек ежегодно.

—  За период с марта 2013г. по ноябрь 2017г. наши читатели получили  41 номер газеты (тираж одного номера 400 экземпляров).

—  На базе кинотеатра «Спутник» ежегодно проводились  мероприятия патриотической, духовно-нравственной, информационной направленности.

—  На базе гимназии №2 ежегодно  проводились мастер-классы, круглые столы, литературные гостиные.

—  В администрации Нелидовского района  редакцией организованы пресс-конференции

—  Для юных журналистов ежегодно  организовались  познавательные экскурсии в г. Санкт-Петербург, Осташков, Москву, Ржев.

—   Качественные показатели:

         Журналисты и участники проекта:

—  - Приобрели  профессиональные знания, умения и навыки в журналистской профессии, достигли высокого уровня письменной и устной речи; приобщились к медикультуре;  освоили язык медиакоммуникций;

—  - Овладели  наиболее важными жанрами,  освоили работу  в издательских программах, научились создавать собственные проекты.

—  - Реализовывали  собственные идеи в изучаемой области знаний, применили полученные знания и умения в изготовлении качественной  продукции (газета, буклеты, брошюры, видеоролики и др.).

—  - Использовали медиа и технические ресурсы для разработки собственных проектов и последующего продвижения их в сети Интернет.

—  - Расширили кругозор в различных областях  знаний.

—  - Приняли участие в различных мероприятиях и конкурсах, что способствовало созданию ситуации успеха.

—  - Научились видеть проблемы в молодежной среде и обществе в целом и предлагать способы по их решению через СМИ.

—  - Воспитали в себе такие качества, как  оперативность, мобильность, коммуникабельность, честность и др.

—  -Пропагандировали через СМИ духовно-нравственные и семейные ценности.

—  - Осветили свою работу в собственной газете «Животворящее слово» и на сайте ДДТ.

Информационное направление дает возможность донести до всех категорий людей  любую информацию в доступной форме.