«Использование педагогических технологий, как фактор повышения качества дополнительного образования»

Доклад на тему:  «Использование педагогических технологий, как фактор повышения качества дополнительного образования»

В  связи с новыми подходами к  образованию  детей  осуществляется переход от традиционных технологий к развивающему обучению. Это связано, прежде всего, с потребностью общества в личности,  способной преобразовать окружающую  действительность, внести новые идеи в развитие образования, науки, культуры, бизнеса и высоких технологий.   И здесь важным фактором выступает выявление  и поддержка талантливой молодежи на разных уровнях. Большое значение в  формировании личности детей и молодежи, развитии  их креативности   играет дополнительное образование.    В отличие от основной школы дополнительное образование позволяет осуществить выбор каждым ребенком того направления, в котором он сможет реализовать себя, свои творческие способности.

В настоящее время в дополнительном образовании много конструктивных изменений: обновлено содержание дополнительных образовательных программ,  педагоги проходят курсы повышения квалификации по соответствующему профилю,  направлены усилия на укрепление материально-технической базы, рекомендованы к применению технологии  развивающего,  проблемного обучения, метода проектов, информационно-коммуникативной технологии.

Проблема применения  педагогически обоснованных   технологий   педагогом обозначалась всегда. Но в условиях модернизации системы дополнительного образования  педагогу нужны новые методы работы с детьми, позволяющие по-новому организовать процесс образования и воспитания подрастающего поколения, именуемого поколением Z.

Основные педагогические технологи и их характеристика:

  1. Информационно – коммуникационная технология

Применение ИКТ   на занятиях в творческих объединениях способствует   улучшению качества обучения, обеспечивает  личностное  развитие  ребенка, помогает ему хорошо ориентироваться в информационном пространстве.  ИКТ способствует формированию информационной культуры, представляет возможность  ребятам хорошо ориентироваться в  информационном пространстве, развивает навык  работы  с компьютерными программами, в результате использования этой технологии ребята смогут креативно оформить результаты своей деятельности.       

Внедрение ИКТ в педагогический процесс повышает авторитет педагога в детском коллективе, так как обучение проходит на современном  уровне. Кроме того, повышается самооценка как обучающееся, так и педагога.

В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для педагога новые возможности в обучении  детей разного направления и  позволяет улучшить качество преподавания.

  1. Технология критического мышления

Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения.
        Основу «технологии критического мышления» составляет следующая модель:

На первом  этапе  актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом метериале, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы. 

На втором этапе происходит  осмысления материала, его систематизация. Обучающийся  осмысливает  изучаемый  материал, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Таким образом  у учащегося  формируется  собственная  позиции. На этом этапе  уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.

Третий этап  - рефлексия.  Учащиеся закрепляют новые знания и умения,  активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. 

В процессе активной  работы ребята  овладевают различными способами интегрирования информации, учиться вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и  представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств.

Функции трех фаз технологии развития критического мышления.

Вызов: мотивационная.

 Осмысление содержания: информационная.

Рефлекция: коммуникационная.
  

Основные методические приемы развития критического мышления

1.           Прием «Кластер»

23.           Мозговой штурм

4.           Интеллектуальная разминка

5.           Эссе

8.           Приём «Копилка  идей»

9.           Метод «Вопрос-ответ»

11.       Приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…»

12.       Приём « Взаимоопрос»

17.       Приём «Перепутанные логические цепочки»

18.       Приём « Перекрёстная дискуссия»

 

3. Проектная технология

 Метод проектов — это способ достижения  цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. 

В чем же его сущность и преимущество?  Важно чтобы поставленная проблема была важна для ребенка.  Педагог  может подсказать источники информации  или просто направить   учащихся в нужном направлении для самостоятельного поиска.  А обучающиеся  должны самостоятельно  решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

Цель технологии - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, требующим решения. В результате  работы над проектом учащиеся не только проработают проблему, но  приобретут  новые знания,  неоценимый опыт и смогут применить это на практике.

Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач.

Этапы работы над проектом

Этапы

Деятельность учащихся 

Деятельность учителя  

Организационно-

подготовительный

Выбор темы проекта, определение его цели и задач, разработка реализации плана мероприятий проекта, формирование мобильной группы проекта.

Формирование мотивации участников, консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, выработка критериев оценки деятельности  участников на всех этапах проекта.

 Поисковый

Сбор, анализ и систематизация  информации, запись интервью, обсуждение собранного материала в группах, выдвижение и проверка гипотезы, оформление макета проекта и подготовка тезисов выступления, самоконтроль.

Регулярное консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обработке информации, консультирование по оформлению проекта, отслеживание деятельности каждого ученика, оцененивание.

Итоговый

Оформление проекта, подготовка к представлению проекта.

Подготовка выступающих, помощь  в оформлении проекта.

Рефлексия

Итог про деланной работы и удовлетворенность от ее результата.

Оценивание каждого участника проекта.

 

Мой педагогический опыт работы позволяет сделать вывод о том, что занятия с учащимися 12-17 лет требуют особой комплексной подготовки педагога (профессиональной, психологической, информационно-коммуникативной) ориентированной на форму диалога с учащимися и родителями, компетентность и владение современными образовательными технологиями.   В своей педагогической практике я использую проектную деятельность в работе с детьми, так как это один из разделов моей программы «Издательское дело». В качестве результата работы моими  воспитанниками созданы замечательные проекты в форме молодежной газеты, сбоников, эссе, презентаций, лонгридов, видеороликов, мультимедиа на  тему образования, медиа, культуры, ЗОЖ, семьи и семейных ценностей.  Презентация проектов состоялась на городских пресс-конференциях, мастер-классах, Всероссийском мультипортале «ЮНПРЕСС», на Портале школьной прессы России.

4. Технология проблемного обучения также как и метод проектов  предполагает создание проблемных ситуаций  и самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками.

Для работы с  юными  журналистов  весьма эффективной может стать  технология проблемного обучения. Журналистский текст можно рассматривать как «решение» за которым кроется некая «проблема». Таким образом система осуществляемых журналистом действий организуется вокруг  процесса выработки и принятия этого решения.

   В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания и т. п. Однако нельзя смешивать проблемное задание и проблемную ситуацию. Проблемное задание само по себе не является проблемной ситуацией, оно может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных условиях.

В общем  понимании проблемная технология  состоит в том, что учащиеся под руководством педагога  создают проблемные ситуации и в результате самостоятельной работы  находят способ их разрешения, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными ЗУН (знаний, умений, навыков)  и развитие мыслительных способностей.  Как раз целью проблемной технологии  и выступает приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей.  Для будущих журналистов это особенно важно, ведь творчество занимает в журналистской деятельности значительное место.

 

Технология проблемного обучения, как и другие технологии, имеет положительные и отрицательные стороны.

Плюсы проблемного обучения: способствует  приобретению учащимися необходимой системы ЗУН, достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у обучающихся способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности.

Недостатки: большие затраты времени на достижение запланированных результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся.

 5. Игровые технологии

 Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности педагога в образовательном процессе.

Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Мною в педагогической практике на занятиях по журналистике применяются обучающие, тренинговые, контролирующие, познавательные, творческие и развивающие игры.

Кроме того мы часто проводим мероприятия в форме деловой игры. 

В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели:

-  стимулируется познавательная деятельность

-  активизируется мыслительная деятельность

-  самопроизвольно запоминаются сведения

- формируется ассоциативное запоминание

-  усиливается мотивация к изучению предмета

 Всё это говорит об эффективности обучения в процессе игры, которая является профессиональной деятельностью, имеющей черты, как учения, так и труда.

 7. Технология творческих мастерских

Одним из альтернативных и эффективных способов изучения и добывания новых знаний, является технология мастерских.  В ней используется педагогика отношений, всестороннее воспитание, обучение без жёстких программ и учебников, метод проектов и методы погружения, безоценочная творческая деятельность учащихся. Актуальность технологии заключаются в том, что она может быть использована не только в случае изучения нового материала, но и при повторении и закреплении ранее изученного. Исходя из своего опыта, я сделала вывод, что данная форма занятия направлена как на всестороннее развитие учащихся в процессе обучения, так и на развитие самого педагога.

Мастерская – это технология, которая предполагает такую организацию процесса обучения, при которой педагог-мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. Данная технология позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать цели занятия, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности.

Основные этапы мастерской: индукция, деконструкция, реконструкция, социализация, афиширование, разрыв, рефлексия.

8. Технология модульного обучения

  Модульное обучение – альтернатива традиционного обучения, оно интегрирует все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике.

Введение модулей в учебный процесс нужно осуществлять постепенно. Модули можно вписывать в любую систему обучения и тем самым усиливать ее качество и эффективность. Можно сочетать традиционную систему обучения, с модульной. Хорошо вписываются в модульную систему обучения вся система методов, приемов и форм организации УПД учащихся, работа индивидуальная, в парах, в группах.

Применение модульного обучения положительно влияет на развитие самостоятельной деятельности учащихся, на саморазвитие, на повышение качества знаний. Учащиеся умело планируют свою работу, умеют пользоваться учебной литературой. Хорошо владеют общеучебными навыками: сравнения, анализа, обобщения, выделения главного и т.п. Активная познавательная деятельность учащихся способствует развитию таких качеств знаний, как прочность, осознанность, глубина, оперативность, гибкость.

9. Здоровьесберегающие технологии  

 Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в учреждении дополнительного образования, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и  применение полученных знаний в  повседневной жизни.

Организация учебной деятельности с учетом основных  требований к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:

· соблюдение санитарно - гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;

· рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должно составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;

· четкая организация учебного труда;

·  дозировка учебной нагрузки;

· смена видов деятельности;

· обучение   с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);

· место и длительность применения ТСО;

· включение  в урок технологических приемов и методов, способствующих самопознанию, самооценке учащихся;

· построение урока с учетом работоспособности учащихся;

· индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;

· формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;

· благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;

· профилактика стрессов:

 работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более "слабый” ученик чувствует поддержку товарища;  стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться и получить  неправильный ответ;

· проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках;

· целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой  части.

Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление здоровья  школьников:, предупреждение переутомления учащихся на занятиях; улучшение психологического климата в детском коллективе; приобщение родителей к работе по укреплению здоровья школьников; повышение концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.

 10.Технология интегрированного обучения

Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области.

Интегрированные занятия развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

Преимущества интегрированных занятий:

- Способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;

- В большей степени, чем обычные занятия способствуют формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы;

- Не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор. Но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.

- Интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определённые выводы.

Закономерности интегрированных занятий:

- весь урок подчинён авторскому замыслу,

- урок объединяется основной мыслью,

- урок составляет единое целое, этапы урока – это фрагменты целого,

- этапы и компоненты урока находятся в логико-структурной зависимости,

отобранный для урока дидактический материал соответствует замыслу, цепочка сведений организована как «данное» и «новое».

Методика интегрированного урока. 

1.     Подготовительный

2.     Исполнительный

3.рефлексивный. 

1.планирование,

2. организация творческой группы, 

3. конструирование содержания урока,

4.репетиции.

Цель этого этапа – вызвать интерес учащихся к теме урока, к его содержанию. Способы вызова интереса учащихся могут быть различные, например, описание проблемной ситуации или интересного случая.

В заключительной части урока необходимо обобщить всё сказанное на уроке, подвести итог рассуждениям учеников, сформулировать чёткие выводы.

На этом этапе проводится анализ урока. Необходимо учесть все его достоинства и недостатки

Процесс подготовки и проведения интегрированного урока имеет свою специфику. Он состоит из нескольких этапов.

 Таким образом,  применение в работе разнообразных  методов и педагогических технологий поможет педагогам развить  творческие способности каждого ребенка, что несомненно приведет его к успешности в выбранном виде творчества.