Создание условий для развития творческого потенциала детей. Работа с одаренными детьми

Ставцева Елена Викторовна,  директор, педагог дополнительного образования  Дома детского творчества

03.03.2017  Выступление на Методическом объединении Дома детского творчества

Доклад на тему: Создание условий для развития творческого потенциала детей. Работа с одаренными детьми  

В  связи с новыми подходами к  образованию  детей  осуществляется переход от традиционных технологий к развивающему обучению. Это связано, прежде всего, с потребностью общества в личности,  способной преобразовать окружающую  действительность, внести новые идеи в развитие образования, науки, культуры, бизнеса и высоких технологий.   И здесь важным фактором выступает выявление  и поддержка талантливой молодежи на разных уровнях. Самое главное направить неуемную творческую энергию одаренных  детей в правильное русло.  И большое значение в  формировании  креативности   детей и подростков  играет дополнительное образование.    В отличие от основной школы дополнительное образование позволяет осуществить выбор каждым ребенком того направления, в котором он сможет реализовать себя, свои творческие способности.

Что же такое одаренность? Каких детей мы можем считать одаренными?
Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. 

Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими,  иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Существует две крайние точки зрения: все дети являются одарёнными, и одарённые дети встречаются крайне редко.

В настоящее время одарёнными принято считать:

  • детей с интеллектом выше среднего; 
  • детей с высоким уровнем творческих способностей; 
  • детей, достигших успехов в некоторых областях детей

Выделяют следующие виды одарённости: 

  • Одарённость в практической деятельности; 
  • Одарённость в познавательной деятельности; 
  • Одарённость в художественно-эстетической деятельности; 
  • Одарённость в коммуникативной деятельности; 
  • Одарённость в духовно-ценностной деятельности. 

Таким образом, некого стереотипа одаренности не существует - каждый ребенок проявляет свои способности по-своему.

 Я веду в Доме детского творчества кружок «Издательское дело».  И могу смело сказать, что кружковая деятельность позволяет наиболее продуктивно осуществлять воспитание и развитие одаренных детей в свободное от обучения время.  Систематические занятия учащихся в  кружке  «Издательское дело» способствуют повышению качества их знаний, развитию одаренности, воспитанности. Общность интересов школьников в  кружке создает благоприятные условия для установления более тесных межличностных связей, что положительно влияет на психику и характер одаренных детей.

Вовлечение учащихся в журналистскую деятельность, по моему мнению, действительно способствует решению  одной из главных задач образования и воспитания – развития одаренных детей.

Деятельность кружка «Издательское дело» осуществляется в соответствии с разработанной программой. 

На занятиях, связанных с теорией журналистики ребята изучают основы журналистики, получают первоначальное представление о журналистской профессии, усваивают основы профессиональной этики журналиста, осваивают навыки поиска информации в различных источниках, учатся не только собирать материал, но и систематизировать его, обрабатывать, редактировать.  Они  готовят публикации для  молодежного издания  «Животворящее слово», берут интервью у интересных людей, общаются с  журналистами и редакторами местных газет и телерадиокомпаний. Все это помогает учащихся в совершенстве овладеть  устной и письменной речью.

Наряду с теоретическими знаниями развиваются практические навыки. Учащиеся не только могут обучиться  верстке газеты, журнала, но и смоделировать  дизайн  издания в издательских программах. Мощность средств, включенных в  издательские системы настолько велики, что практически процесс верстки  газеты может проходить на одном дыхании. Графические возможности программ  позволяют сделать газету красочной и стильной.

Ребята сами подбирают иллюстрации, используют множество фотографий, создают коллажи. Однако недостаточно всего лишь овладеть инструментарием программ. Нужно обладать, помимо прочего, базовыми понятиями издательского дела, иметь представление об издательском процессе, азах журналистики. Без этих знаний немыслимо создание полноценной полиграфической продукции.

Издательская деятельность в кружке имеет четкую направленность. Меньше критики, потому что в большей степени, будущие печатные издания задуманы как литературно–художественные издания, красивые и высоконравственные, которые ведут к добру, к знаниям, к красоте. В качестве методических приемов  использованы беседы, экскурсии, лекции, самостоятельная работа школьников, индивидуальные задания и анализ практической деятельности детей.

Все это представляет огромный интерес для детей, подростков, молодежи, делает процесс обучения увлекательным,  но при этом  требуют кропотливой  и активной работы. Все вышеперечисленное способствует развитию одаренных детей.

Я считаю, что развивая  творческие способности детей  в области журналистики, мы сможем не только выявить одаренных детей, но и продемонстрировать их уникальные результаты деятельности.    

Эффективность работы кружка «Издательское дело» прослеживается на разных уровнях деятельности. Статьи и заметки детей регулярно публикуются  в собственной газете, на сайте Дома детского творчества. В рамках  сотрудничества  с организациями, публикации статей юных журналистов появляются на сайтах разных организаций, мультимедиапорталах, страницах местных газет.

http://ржевскаяепархия.рф/2017/11/29/angel-spustivshijsya-s-nebes/

http://ynpress.com/ни-один-город-не-остался-в-стороне/

http://ynpress.com/тёплое-счастье-на-двоих/

http://ржевскаяепархия.рф/2014/10/06/moya-rossiya-v-tvorchestve-yunyx/

http://ynpress.com/стучат-барабаны-в-ночи/

http://ynpress.com/неоконченный-роман-с-марией-порошино/

http://ynpress.com/международный-фестиваль-русский-язы/

http://ynpress.com/как-добиться-успеха/

http://ynpress.com/тёплое-счастье-на-двоих/

http://ynpress.com/счастье-это-мама/

Ребята активно включены в проектную деятельность.  Под руководством педагога  Ставцевой Е.В.  ими разработаны собственные проекты:

Печатная продукция:

Выпуски молодежной газеты «Животворящее слово» http://nelidovoddt.ru/index.php/gazeta

Сборники «Мы помним. Мы гордимся!», «Мишуткины сказки», «Животворящее слово». http://nelidovoddt.ru/images/gazeta/voen_sbornik.pdf

http://nelidovoddt.ru/images/gazeta/mishutkini.pdf

Буклеты «Газетные жанры» и «Животворящее слово».

Пресс-карты, визитки, проспекты на пропаганду ЗОЖ.

 

Видеопродукция:

«Трамвай в журналистику» http://portall.zp.ua/video/diana-stavceva-tramvay-v-jurnalistiku/id-lniWWdPOlY4.html

«Новогоднее поздравление журналистов» http://nelidovoddt.ru/index.php/video/video/latest/novogodnee-pozdravlenie-yunykh-zhurnalistov-kruzhka-izdatelskoe-delo

«Герой нашего времени» https://www.powtoon.com/online-presentation/bOEMbpyipPf/?mode=presentation

«Не Лермонтовский герой: Олег Мишин»  https://www.moovly.com/gallery/user/f691209b-89f2-c4f4

Путин-герой нашего времени! https://www.powtoon.com/online-presentation/go8CYMuiqr0/?mode=movie

«9 мая День Победы» http://www.youtube.com/watch?v=jbfGiu7tOzQ

«Мир и война в современном мире»   http://photopeach.com/album/s5acis

«70 лет Победе» http://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2Fphotopeach.com%2Falbum%2F1186fot&post=-102126007_3

«Мы за творчество!»

«Юные журналисты в Петербурге»

Проекты и презентации:

 «Обращение Ломоносова, если было бы возможным, к молодому поколению журналистов» http://ynpress.com/проект-обращение-ломоносова-если-был/

«Россия 2035»

 «Жанры журналистики»

«Журфикс»

«Животворящее слово»

«Ломоносовский обоз. Дорога в будущее»

«Проба пера».

Таким образом, обучение и развитие одаренности детей в кружке «Издательское дело», на мой взгляд, является эффективным. Это происходит,  прежде всего, потому, что  учащиеся получают удовольствие от того, что они делают. Каждый раз они имеют возможность выполнять задания по своему выбору, то есть  кружковая деятельность создаёт максимально благоприятные условия для  деятельности одаренных школьников, для поддержки и развития их таланта.